Свойства масла

Основным показателем качества смазочного масла является его вязкость. Вязкостью называется внутреннее трение в масле, возникающее при относительном перемещении одних слоев масля ной пленки по другим; она характеризует силу сцепления между частицами масла.

При выборе масла по его вязкости надо учитывать число оборотов коленчатого вала двигателя, давление между трущимися деталями и температурные условия. Для современных многооборотных двигателей предпочтительнее маловязкие масла, при которых к тому же облегчается и ускоряется пуск холодного двигателя. В то же время весьма важно, чтобы с повышением и с понижением температуры вязкость масла изменялась возможно меньше. Поэтому, в технических нормах на нефтепродукты вязкость масла указывается обычно при двух температурах — при 50° и 100°, или дается отношение вязкостей при 50° и.100°.

Вязкость масел может измеряться различными единицами. Для масел, указывается так называемая условная вязкость. Условная вязкость — это отвлеченное число, показывающее, во сколько раз 200 см3 масла, нагретого до 50 или до 100°, вытекают через калиброванное отверстие специального прибора (вискозиметра) медленнее, чем тот же объем дистиллированной воды, имеющей температуру 20°. Если например, 200 см3 воды при 20° вытекают через калиброванное отверстие прибора в течение 50 сек., а такой же объем масла, нагретого до 50°, — в течение 300 сек., то условная вязкость этого данного масла при 50° равна 6. В современных стандартах на масла для двигателей указывают кинематическую вязкость, равную отношению динамической (или абсолютной) вязкости масла к его плотности. Единицы для измерения кинематической вязкости называются сантистоксами (сокращенно сст).

Второй важный показатель качества масла — температура вспышки. Температурой вспышки называется та температура, до которой надо нагреть масло, чтобы пары его образовали с воздухом горючую смесь, вспыхивающую при поднесении к ней пламени. Чем выше, при одной и той же вязкости, температура вспышки масла, тем оно лучше, так как тем дольше масло будет сохранять первоначальные свойства при высокой температуре работающего двигателя, тем меньше будет нагарообразование и расход масла.

Температурой застывания масла, имеющей значение для работы двигателя в зимних условиях, называется та начальная низкая температура, при которой постепенно охлаждаемое масло, налитое в стеклянную пробирку, загустевает настолько, что при наклоне пробирки под углом 45° уровень его остается неподвижным в течение одной минуты.

Прочие данные, характеризующие качество масла, приводимые в технических нормах на нефтепродукты (коксуемость, зольность и др.). решающего значения не имеют, в особенности для масел с присадками.

Ссылка на основную публикацию