Собственное СТО – мечта автомобилиста

Иметь собственный автосервис мечтают многие автомобилисты. Кроме возможности содержать в идеальном состоянии свой автомобиль, этот бизнес может приносить неплохой доход.

В этом году рынок услуг автосервиса имеет все шансы установить новый рекорд по темпам роста. По прогнозам специалистов, за год его объем увеличится как минимум на треть — до 31,5 млрд. грн при среднегодовом курсе 8,5 UAH/USD.
Владельцы СТО, автомоек, шиномонтажа и тюнинг-ателье неплохо чувствовали себя и в прошлом году. По сравнению с докризисным 2018-м годом их грвневая выручка выросла на 17,6%. По некоторым данным, объем рынка услуг автосервиса в прошлом году превысил 24,2 млрд. грн.

Столь высокие показатели обеспечили рекордные продажи автомобилей в несколько прошлых лет. В 2016-2019 годах в стране было продано более 1,7 млн. новых автомобилей, которые, сейчас начали ломаться. Еще одной причиной роста рынка автосервиса стало повышение цен официальными СТО в 2019-м услуги авторизированного автосервиса подорожали в среднем на 10-20%.

Вместе с тем в прошлом году существенно снизились доходы населения. Это привело к отложению спроса на услуги СТО. По разным оценкам, фирменные техстанции в прошлом году потеряли до 20% клиентов. Вместо этого автомобилисты искали более достпные варианты обслуживания и переметнулись в «гаражи».

В условиях ужесточившейся конкуренции и падения продаж более чем на 70% фирменные автоцентры были вынуждены изменить отношение к обслуживанию. Именно за счет услуг автосервиса большинство дилеров выживали в 2009-м. Если до кризиса техстанции приносили дилерским центрам около 30% дохода, то в прошлом году это соотношение кардинально изменилось в противоположную строну — выручка от продажи новых автомобилей едва дотягивала до тех же 30%, а основной оборот средств автоцентры получали от сервиса. По оценкам компании «Чойс Юкрейн», в минувшем году более половины доходов дилеров пришлось на техобслуживание.

Практически все операторы отмечают, что из-за падения доходов автолюбители сократили затраты на обслуживание своих транспортных средств. В прошлом году большинство владельцев авто проводили только самые необходимые ремонтные работы, часто откладывая дорогостоящий, но несрочный ремонт на потом. Что, кстати, сформировало значительный отложенный спрос, который должен сыграть уже в нынешнем году.

Автосервис остается выгодным и привлекательным бизнесом не только в перспективе. Если в развитых странах рентабельность СТО составляет 12-15%, то в Украине прибыльность отдельных видов автоуслуг превышает 60%.

Секрет рентабельности автосервиса довольно прост. Обеспеченность станциями технического обслуживания у нас составляет около половины европейской нормы: на одну легальную СТО в стране приходится около 1,2-1,4 тыс. легковых авто. В итоге большинство из 5 тыс. официальных украинских техстанций не испытывает недостатка в клиентах. Нелегальные СТО тоже не нуждаются в рекламе — при адекватных ценах «сарафанное радио» способно обеспечить работой частников. У хороших мастеров выстраиваются недельные, а иногда и месячные очереди.

Одной из основных благоприятных тенденций посткризисного периода для рынка автосервиса будет старение автопарка. В ближайшие два-три года значительно вырастет спрос на услуги сервисного обслуживания. Активно будут развиваться комплексные СТО, предоставляющие полный спектр услуг по ремонту транспортных средств, и мелкие сервисы, занимающиеся строго специализированным видом услуг.

Еще одной тенденцией ближайших лет должен стать рост продаж автомобилей с пробегом. В 2019 году продажи новых авто в Украине упали на 74% — до 160 тыс. Рынок бывших в употреблении машин за тот же период почти в два раза превысил рынок новых и достиг показателя 300 тыс. автомобилей в год. Владельцы автомобилей, желая привести их в порядок перед продажей, будут тратить некоторые средства. А те, кто только что купил б/у автомобиль, также будет готов потратить определенную сумму на машину.

По оценкам финансово-аналитической группы Pro-Consulting, в 2020-м оборот рынка автосервиса может вернуться к докризисным показателям: по итогам года его оборот составит около $3,7 млрд. В 2021-м эксперты ожидают увеличения выручки до $4,6 млрд.

Ссылка на основную публикацию