Смазочные масла

От смазочных масел, основное назначение которых — уменьшать трение, требуется прежде всего, чтобы они обладали высокой маслянистостью, т. е. свойством образовать на поверхности детали плотно пристающую к ней, непрерывную и неразрываемую, даже при значительном давлении, пленку. Кроме того, вязкость масла должна соответствовать условиям его работы: нагрузке на детали, скорости их относительного перемещения, температурным условиям. В соответствии с назначением смазочных масел к ним предъявляются и другие требования.

Смазочные масла по своему происхождению подразделяются на органические (растительные и животные) и минеральные (получаемые из мазута). Все органические масла, кроме касторового, по сравнению с минеральными, характеризуются большей маслянистостью, но они быстро теряют свои первоначальные свойства во время работы (в особенности при нагреве) и при хранении. Кроме того, органические масла дороги, дефицитны и являются ценными пищевыми продуктами. Поэтому они имеют очень ограниченное техническое применение, и смазка различных машин и механизмов, в том числе автомобилей, производится почти исключительно минеральными маслами.

По способу получения минеральные масла подразделяются на дистиллатные (получаемые перегонкой мазута) и остаточные. Остаточные масла более вязкие; их получают отгоном от мазута наиболее легких его составных частей и более или менее тщательной очисткой оставшегося полугудрона. Остаточные масла, сохранившие больший процент смолистых веществ, имеют более высокую маслянистость. Для автомобильных двигателей применяются дистиллатные смазочные масла, а для механизмов силовой передачи — остаточные.

По назначению автомобильные смазочные масла можно подразделить на три основные группы: 1) масла для смазки двигателей; 2) масла для смазки механизмов силовой передачи и 3) консистентные смазки (мази) для тех деталей шасси, подача, к которым жидкого масла затруднительна.

Ссылка на основную публикацию