Автострахование будет стремительно дорожать

За период кризиса полисы КАСКО подорожали примерно на 50-60%. По прогнозам экспертов, до конца 2010 года тарифы должны вырасти еще как минимум на 15%.

Как не странно, но несмотря на существенное подорожание полисов, страховщикам с трудом удается удерживать убыточность по КАСКО в приемлемых пределах.
Главной причиной резкого роста тарифов по КАСКО стал скачок курса доллара в конце 2008-начале 2009 года, повлекший за собой почти двукратный рост цен на запчасти для иномарок. Также свою роль сыграло и повышение расценок на услуги СТО, связанное с возросшими тратами на расходные материалы.

«В результате, если в докризисный период страховщики предлагали полисы автострахования по цене 4,5-5%, то к середине прошлого года тарифы достигли 7,5-8% и зафиксировались на этом уровне после курсовой стабилизации»,- констатирует заместитель председателя правления СК «Нова» Алексей Румянцев.

Сейчас на рынке еще можно отыскать сравнительно дешевые полисы КАСКО по тарифу 5-6%, но качество таких услуг оставляет желать лучшего. «В столице и крупных городах тариф менее 6,5-7% при нулевых франшизах означает, что компания либо предлагает неполное КАСКО с ограничениями по объему страхового покрытия, либо этому страховщику очень нужны деньги, и никто не гарантирует, что клиент получит возмещение. Тарифы на уровне 5-6% скорее стали нормой для небольших городов»,- отмечает директор департамента продаж УСК «Княжа Виенна Иншуранс Груп» Александр Куленич.

Невзирая на значительное подорожание полисов, большинству страховых компаний с трудом удается удерживать убыточность по КАСКО в приемлемых пределах. По оценкам экспертов, уровень выплат по автострахованию по итогам 2009 года превысил 70%. Если же добавить к этому показателю другие текущие расходы компаний, убыточность сегмента КАСКО в 2009 году «зашкалила» за 100%.

Схожая ситуация сложилась и в сегменте обязательного страхования гражданской ответственности (ОСАГО). Согласно данным Моторного (транспортного) страхового бюро Украины (МТСБУ), средняя сумма выплаты по автогражданке за январь-сентябрь 2009 года выросла с 6,6 тыс. грн до 8,2 тыс. грн. «При сохранении такой тенденции уже в начале IV квартала текущего года средний размер страхового возмещения превысит отметку в 10 тыс. грн»,- говорят эксперты Госфинуслуг. Порядка 6-8% от общего количества выплат по обязательному страхованию ответственности уже сегодня не укладываются в лимит — 25,5 тыс. грн по материальному ущербу. Автовладельцы, позаботившиеся о покупке полисов ОСАГО, все чаще рискуют столкнуться с необходимостью доплачивать за ремонт чужого автомобиля из собственного кармана.

Столь значительный рост выплат по «автогражданке» в 2009 году был обусловлен двумя основными факторами. Во-первых, сказалось подорожание запчастей и услуг СТО (на 30-50%). Во-вторых, катализатором роста объемов возмещений по ОСАГО стал новый порядок расчета износа транспортных средств. Согласно новым правилам, амортизационный износ автомобилей иностранного производства теперь может насчитываться лишь после 7 лет их эксплуатации, а для автомобилей, произведенных в странах СНГ,- после 5 лет.

«По предварительным расчетам, в связи с принятием новой методики размер страхового возмещения для иномарок вырастет более чем на 4,3 тыс. грн, для автомобилей производства стран СНГ — на 1,5 тыс. грн»,- отмечает президент МТСБУ Владимир Романишин.

Сейчас большинство страховщиков отказалось от распространенной ранее практики выплаты высоких комиссий посредникам, продающим полисы «автогражданки». Страховые компании начали активно применять предусмотренные максимальные корректирующие коэффициенты к базовому платежу, и теперь цена полиса «автогражданки» может увеличиваться в 2-3 раза. Но такая практика помогла страховщикам избежать стремительного роста убытков.

По данным регулятора, уровень выплат по ‘автогражданке’ составляет около 40%, но на самом деле этот показатель гораздо выше — 65-70%. Расхождение официальной и реальной статистики связано с некорректной подачей отчетности некоторыми страховщиками, в которой не все заявленные убытки учтены, а также несвоевременным урегулированием страховых случаев по этому виду отдельными страховыми компаниями»,- поясняет председатель правления СК «Брокбизнес» Вадим Загребной.

Стремительный рост убыточности в сегменте автострахования не отбил у страховых компаний желания наращивать портфели КАСКО. «Именно этот вид по-прежнему приносит страховщикам львиную долю доходов. Уменьшать портфель автострахования — значит, сокращать объемы своего бизнеса. Поэтому практически все компании будут стремиться к росту КАСКО»,- говорит первый заместитель председателя правления страховой группы ТАС Артур Шаймухаметов. Для достижения этой цели страховщики задействуют разные способы — от совершенствования продуктового ряда до демпинга.

«Сейчас на рынке страхования существует довольно жесткая конкуренция, в том числе и по ценовым параметрам: предложения компаний по тарифам очень различны — от очень низких до очень высоких. В плане ценовой политики по КАСКО рынок остается очень нестабильным»,- констатирует генеральный директор СК «QBE Украина» Олег Сосновский, пишет prostobank.ua.
Заоблачно высокие цены компании, как правило, выставляют при страховании самых «убыточных» автомобилей. К этой категории относят машины, чаще всего попадающие в ДТП, а также те, чей ремонт обходится наиболее дорого.

«Больше всего увеличились тарифы на страхование тех транспортных средств, запчасти и ремонт которых резко подорожали. Это прежде всего автомобили японских марок, полисы КАСКО для которых выросли в цене на 5-15%»,- говорит начальник отдела добровольного страхования транспортных рисков СК «Провидна» Юрий Фидасюк. В отличие от докризисных лет, компании начинают дифференцировать тарифную политику не только в зависимости от ценовой категории транспортных средств, но и от марок и даже моделей автомобилей. Так, в черные списки уже успели попасть часто бьющиеся и дорогие в ремонте Mitsubishi (Lancer и Outlander), Toyota (Corolla и Camry), Honda (Accord и Civic), на которые приходится львиная доля страховых выплат. Тарифы для таких автомобилей сейчас намного превышают базовые и колеблются в диапазоне 8-11%.

Наряду с дорогими полисами полного КАСКО компании стараются предлагать клиентам «антикризисные» программы. Последние содержат массу ограничений, зато их стоимость на 20-50% меньше, чем по классическим договорам.
В частности, за время кризиса популярность приобрели полисы «по первому страховому событию», действующие только до первого страхового случая, а также договоры с плавающими франшизами, предусматривающие нулевую франшизу лишь до первой выплаты. После первого страхового события она может быть повышена до 0,5% от стоимости авто, второго — до 1% и т. д. Среди недорогих предложений стоит отметить и полисы, включающие исключительно катастрофические риски — тотальный ущерб или угон авто. Их стоимость колеблется в рамках 3-4%.

Страховщики уверяют, что нынешнее подорожание КАСКО может оказаться не последним в этом году. Тарифы на автострахование до конца года подрастут еще на 10-15%. Среди поводов для их повышения — дальнейший рост цен на станциях техобслуживания. «С начала года практически на всех СТО стоимость услуг были повышена в связи с увеличением производителями цен на запчасти и материалы. В среднем работа, материалы и запчасти подорожали на 20-25%»,- говорит начальник отдела андеррайтинга транспортных рисков АСК «ИНГО Украина» Ольга Погорелая. Еще одной причиной для корректировки тарифов по КАСКО может стать желание компаний увеличить сборы по этому виду страхования. Ведь, по оценкам экспертов, в 2009 году падение премий по автострахованию составило около 30%.

«Автогражданское» понижение
Если тарифы по КАСКО растут практически в режиме нон-стоп, то цены на полисы «автогражданки» по-прежнему стоят на месте. В конце прошлого года МТСБУ передало в Госфинуслуг предложение относительно увеличения лимитов ответственности и повышения базового платежа по автомобильной «обязаловке».

Учитывая, что сводный индекс инфляции с 2005 года (момента вступления в силу закона об «автогражданке») составил 1,92, страховую сумму по материальному ущербу было предложено повысить с 25,5 тыс. грн до 50 тыс. грн, по жизни и здоровью пострадавших — с 51 тыс. грн до 100 тыс. грн. При этом, согласно расчетам страховщиков, базовый тариф необходимо увеличить с 291 грн до 389 грн, попутно повысив и корректирующие коэффициенты.

Однако небанковский регулятор поддержал лишь половину предложенных рынком новаций. Комиссия одобрила увеличение лимитов ответственности, напрочь отказавшись повышать базовый платеж. «Желание компаний заработать на обязательном страховании вполне объяснимо, но повышение цен должно быть разумным. Мы не можем допустить подорожания «автогражданки» в 4-5 раз, как это было предложено рынком»,- заявил тогда глава Госфинуслуг Виктор Суслов.

В результате была создана совместная рабочая группа, которая в течение двух месяцев была занята расчетами базового платежа. Итоги ее работы оказались неожиданными: в конце февраля в Госфинуслуг был передан новый проект расчетов, в соответствии с которым тариф по «автогражданке» предлагается снизить почти на 40%, до 180 грн. «Именно столько составляет средний размер платежа по обязательному страхованию ответственности автовладельцев в среднем по стране»,- пояснил Финансы данное предложение экспертов заместитель генерального директора МТСБУ Иван Гуминский.

Впрочем, снижение базового платежа по ОСАГО де-факто не приведет к удешевлению полисов. «Наряду с уменьшением платежа параллельно будет введен очень широкий спектр корректирующих коэффициентов»,- говорит заместитель генерального директора УАСК «Аска» Елена Машаро. Например, для автомобилей, зарегистрированных в Киеве, базовая цена страховки может быть увеличена в 3,2-4,8 раза (т. е. превысить 860 грн). Для машин, эксплуатируемых в городах-миллионниках, коэффициент будет варьироваться в диапазоне 2,3-3,5. В зависимости от стажа вождения клиента страховщики смогут применять коэффициент от 1,35 до 1,76.

В итоге, по словам Ивана Гуминского, страховые компании получат возможность повысить цены на «автогражданку» на 30-40%. «Широкий диапазон коэффициентов, по сути, даст возможность перейти к свободному ценообразованию по этому виду. При этом автовладельцы смогут выбирать, в какой компании и по какой цене купить полис»,- подчеркивает он. Правда, страховщики не исключают, что снижение платежа и возможность применять минимальные коэффициенты даст возможность компаниям, делающим ставку на демпинг, существенно занижать тарифы.

Ссылка на основную публикацию